О “плохом” национализме в Таджикистане и в сети “Фейсбук”

Предупреждаю сразу: писать я буду очень откровенно на очень чувствительную тему. И еще одно предупреждение: целью этой статьи является ни в коем случае не “разжигание национальной розни” или нечто подобное, в чем меня возможно кто-то захочет обвинить, а попытка начать обсуждение вопроса, который в нашей стране почему-то долгое время относился к категории “табу”.

Разговор пойдет о национализме, ксенофобии, “таджикской” нации и о будущем нашей страны – Республики Таджикистан.

Начать этот разговор меня заставили долгие часы, проведенные в беседах в социальной сети “Фейсбук”, а также собственные размышления и попытки говорить на “неудобные” темы со своими друзьями и коллегами. Непосредственно начать говорить о национализме меня заставили обсуждения в популярной среди пользователей из Таджикистана Фейсбук-группе “Платформа”. За последние два месяца эти обсуждения (в которых я иногда участвовал, но чаще оставался сторонним наблюдателем) привели меня к выводу, что в нашем обществе – а точнее в том его сегменте, который использует интернет и активно пользуется социальными сетями – все более заметно распространение и укрепление нездоровых националистических убеждений. Эти убеждения основываются на идее политического и культурного превосходства таджикской этнической группы над всеми остальными группами, населяющими Таджикистан, при все более заметных анти-узбекских, анти-семитских и анти-российских настроениях.

Но обо всём по порядку.

Анти-узбекские настроения

Начну с этой темы именно потому, что она больше всего задевает меня за живое. Дело в том, что я являюсь этническим узбеком. В моем паспорте в графе “национальность” записано “узбек”. Узбек, являющийся гражданином Таджикистана, считающий его своей единственной родиной и только раз в своей жизни побывавший в Узбекистане, да и то проездом. Узбек, чьи родители и предки (в двух поколениях, ибо дальше судить не могу) родились и выросли на территории современного Таджикистана: сторона матери в ныне Согдийской области, а сторона отца в ныне Хатлонской области.

Этнических узбеков в Таджикистане много. Официально – чуть более 15% (по переписи 2000 г.).  Точно судить не берусь, ибо статистические данные скорее всего сильно занижены по политическим мотивам, а также в силу желания многих представителей узбекской этнической группы казаться “своими”, но наиболее авторитетные иностранные источники утверждают, что узбеки составляют около 20% населения Таджикистана. То есть официально каждый шестой (!) гражданин РТ является узбеком, а в реальности возможно, что и каждый пятый. Это вторая по величине этническая группа в нашей республике, с которой в условиях демократического государства просто невозможно было бы не считаться.

Анти-узбекские настроения среди определенных сегментов таджикского общества присутствовали с самого момента образования современного таджикского государства в 1929 г. Отчасти это был результат советской политики, в результате которой в период до начала Второй мировой войны в Центральной (тогда еще “Средней”) Азии были созданы 5 Советских Социалистических Республик, политические, этнические и культурные границы которых просто не могли полностью отразить все те сложные и запутанные отношения, которые существовали между населявшими регион различными группами до “советского” периода. Но идеологи советской национальной политики решили, что каждая новосозданная республика должна стать как можно более “национальной”, то есть в ней должна быть создана своя собственная уникальная культура. Кстати, важно заметить, что эта культура была именно “создана”, ибо “национальные культуры” современных титульных народов Центральной Азии имеют мало общего с тем, что имело место быть в конце 19 века, а тем более раньше.

Именно в результате этой политики – которая была инициирована советскими идеологами в Москве, но активно продвигалась на местах новыми “национальными” элитами – населяющие Центральную Азию народы были разделены на “национальности”, среди которых особое место занимали 5 “титульных наций”, получивших свои собственные “национальные” республики: казахи, кыргызы, таджики, туркмены и узбеки.

Кому-то в процессе этого дележа досталось меньше, кому-то больше. Сейчас уже глупо рассуждать о том, кто остался в выигрыше, а кто проиграл. У нас в республике модно говорить о том, что “узбеки” “отобрали” у нас “нашу” Бухару и “наш” Самарканд, сделав это благодаря “предательству” отдельных представителей “таджикского народа”. А ведь нам нужно радоваться и тому, что у нас есть хотя бы та территория, которую мы получили в 1929 г. Ведь после раздела в 1924 г. вполне могло оказаться и так, что на карте мира просто не было бы республики с названием “Таджикистан”.

Так вот этот самый раздел и споры о принаждежности Бухары и Самарканда и стали мощным толчком последующего развития и укрепления анти-узбекских настроений среди представителей таджикской научной интеллигенции в Таджикистане. Кстати, нужно отметить, что сама практика самоидентификации жителей региона по национальному признаку закрепилась именно в советское время, когда на нас “приклеили ярлыки”: узбек, таджик и т.д. – а потом сделали эти ярлыки постоянным и неизменным атрибутом нашего существования, увековечив их в наших свидетельствах о рождении, паспортах, военных билетах и остальных всевозможных документах. Новообретенная “национальная принадлежность” стала чем-то постоянным, с чем советские граждане рождались и умирали.

“Национально-территориальное размежевание” вызвало горячие дискуссии среди новых “национальных” академических элит о том, кто что недополучил. Эти дискуссии породили настоящую вражду между историками советского Таджикистана и советского Узбекистана. Обе группы начали писать исторические труды, доказывавшие превосходство собственной “национальной” группы над соседями. Постепенно эта вражда перебралась и в некоторые другие отрасли науки, профильтровываясь постепенно в сферу межличностых взаимоотношений.

С распадом “союза нерушимого республик свободных” эти противоречия только усилились и приобрели совершенно иные масштабы. Стало понятно, что анти-узбекские настроения присутствуют не только среди историков и академиков, но зачастую и среди обычных людей. Такая же ситуация возникла и в Узбекистане, где среди многих представителей “титульной” нации усилились анти-таджикские настроения.

Мне, как этническому узбеку родившемуся и выросшему в Таджикистане, эти настроения очень хорошо знакомы. С самого детства мне пришлось привыкнуть к пренебрежительному обращению “узбак” – на улице, на рынке, в школьном дворе, позже в университете. С детства очень резала слух (и душу) часто употребляемая пословица: “Акли узбак баъд аз обед мегирад”. Она хорошо отражает тот негативный образ этнического узбека, который прочно закрепился в сознании многих таджиков.

В период независимости действия государственных органов только усилили негативное отношение к узбекам, а также возрастающую отчужденность самих узбеков. Огромное количество узбекских школ в республике закрыли, а в ВУЗах учиться на узбекском языке стало просто невозможно. То есть если даже оставшиеся школы не закроют, то преподавать на узбекском языке там скоро будет уже некому. Кишлаки, которые веками носили узбекские имена, были переименованы. Телевизионных и радио передач на узбекском языке практически не осталось. Узбеков “выдавливают”, заставляют ассимилироваться с таджиками, отказываясь от собственной этнической и культурной самобытности.

Государственные посты, в особенности на среднем и высшем уровне государственной власти, для узбеков закрыты. В парламенте из 63 депутатов всего двое узбеков (причем они стараются свою этническую принадлежность не афишировать), несмотря на то, что 15% избирателей в стране это узбеки. Узбеков нет среди судей и работников прокуратуры. И такое происходит не только в государственных учреждениях. Негативное отношение к узбекам заставляет многих из них скрывать свою этническую принадлежность или совсем отказываться от нее ради профессионального роста. Двое моих хороших знакомых, работающих в частном банке и компании сотовой связи в столице, были вынуждены поменять свои паспорта, записавшись таджиками, чтобы продвигаться по служебной лестнице.

Словесная война из-за Рогуна только усилила анти-узбекские настроения. Аппарат государственной пропаганды обвинил Узбекистан (отчасти заслуженно) в том, что в Таджикистане не хватает электричества. Президент Таджикистана назвал строительство Рогуна “исторической стройкой таджикского народа”, которая должна стать новой “национальной идеей”. Общественное мнение подхватило идею о вине Узбекистана в энергетических бедах нашей республики, но категорию “виноватых” многие граждане постепенно расширили, включив в нее всех узбеков, в том числе и тех, которые живут в Таджикистане.

Все это нашло свое отражение в Фейсбуке, где “узбеков” (а не Узбекистан) часто обвиняют чуть ли не во всех бедах нашей республики. Многие участники дискуссий в этой социальной сети не скрывают своего негативного, а зачастую предельно пренебрежительного отношения к узбекам. Редкие попытки объяснить, что как минимум 15% населения Таджикистана являются этническими узбеками зачастую оканчиваются обвинениями в отсутствии патриотизма и заявлениями о том, что узбеки должны быть ассимилированы. В представлении тех участников “Платформы”, с которыми мне выдалось пообщаться на эти темы, Таджикистан является государством таджиков, а представителям всех остальных этносов  следует смириться со своей второстепенной ролью. То есть меня уверяют в том, что я в Таджикистане чужой. А в ответ на мои попытки оспорить эти утверждения меня называют “пан-тюркистом” и “предателем”. А некоторые даже советуют “валить в свой Узбекистан” и “молча завидовать оттуда”.

Представляют ли усиливающиеся в таджикском обществе анти-узбекские настроения опасность? Конечно представляют. Узбеки чувствуют себя ущемленными, гражданами “второго сорта”, а зачастую и вовсе чужаками. Многие из них ищут выход из этого положения в радикально исламе. А деление общества на “своих” и “чужих” в соседнем Кыргызстане уже привело к кровопролитному конфликту. События в Оше и Джалалабаде должны были послужить и для нас тревожным звоночком. Но этого не случилось.

Русофобия

Второй все более заметной чертой нового таджикского национализма в Фейсбуке является русофобия. В отличие от анти-узбекских настроений, негативное отношение к России и к русским – довольно новое явление для Таджикистана, имеющее менее массовый характер. Русских у нас в республике традиционно любили, а Россию почитали особо, так как “союз нерушимый республик свободных” навеки сплотила именно “великая Русь”.

Ситуация начала заметно меняться в последние годы, когда ряд внешнеполитических решений Москвы не в нашу пользу вызвал волну критики, которую активно подхватили многие журналисты (являющиеся одними из наиболее активных пользователей Фейсбука). Россию и русских стали обвинять во всех экономических проблемах Таджикистана, в том числе в его “колонизации”, а также в развязывании гражданской войны в нашей стране. Многие журналисты и обыватели, не особо знакомые с историей региона, даже утверждают, что если бы Россия не захватила в свое время Центральную Азию, таджики жили бы сегодня припеваючи. Другие утверждают, что присутствие около миллиона наших граждан на территории РФ представляет угрозу и что их следует вернуть и трудоустроить на родине или в других странах (где их конечно же ждут с распростёртыми объятьями).

Как и в  случае с анти-узбекскими настроениями, попытки оспаривать утверждения о вине “русских” во всех бедах Таджикистана зачастую оканчиваются обвинениями в отсутствии “патриотизма”, в “манкуртизме”, а также в том, что я “продался Москве”.

Антисемитизм

Антисемитизм – или негативное /враждебное отношение к евреям как этнической или религиозной группе – имеет в нашем обществе очень глубокие корни. Помню как в детстве, когда я приезжал на лето гостить к родственникам в Душанбе, моя бабушка и остальные соседки во дворе пугали нас “страшными евреями” и наказывали нам обходить дома евреев стороной. Нам рассказывали о евреях страшные вещи. Помню, например, что нам постоянно говорили, что традиционные лепешки евреи готовят из крови младенцев: младенца сажают в тазик с мукой, тыкают его иголками, а на стекающейся на муку крови замешивают тесто. Поэтому евреев мы в детстве боялись, обходили их стороной, а еврейских детей попросту не принимали в свои компании и обижали. Помню как дворовые ребята постарше сначала закидывали камнями, а потом в 1988 году сожгли будку в районе “Водонасоса”, где мастер-еврей чинил обувь. А в первые годы независимости, когда большинство евреев уже покинули Таджикистан,  кто-то пытался сжечь синагогу в Душанбе…

Несмотря на то, что евреев в нашей республике почти не осталось, антисемитизм сохранил глубокие корни в нашем обществе, по крайней мере среди тех, кто пользуется сетью Фейсбук. Евреев обвиняют во всех бедах мусульманских стран. Многие обвиняют их во всех глобальных проблемах. Некоторые пользователи таджикского сегмента Фейсбука попросто не могут понять, что симпатизировать палестинцам и считать себя правоверным мусульманином можно и не испытывая глубокого презрения к евреям. Желание обвинить евреев во всех смертных грехах стало заметно на “Платформе” в середине прошлого месяца, когда администраторам группы пришлось даже публично запретить оставлять комментарии антисемитского характера, пригрозив нарушителям немедленным баном.

И что?

Вполне резонный вопрос. В данном материале я написал о “плохом”, “нездоровом”, “разрушительном” национализме в Таджикистане. Но национализм не обязательно имеет негативный характер. В следующей статье на своем блоге я попытаюсь изложить свои мысли о “хорошем” национализме, который нам следует развивать и который принес бы нашему государству и обществу большую пользу чем то, что иы имеем сейчас.

Tagged , , , , ,

67 thoughts on “О “плохом” национализме в Таджикистане и в сети “Фейсбук”

  1. […] Harsavor ponders [ru] the rise of xenophobia in Tajikistan, particularly among the country's Facebook users. […]

    • Таджик says:

      К сожалению автор не упоменул о ситуации которое обстоит в Узбекистане против таджиков , об узбекской национализме. Там дела обстоят на много хуже чем в Таджикистане. Если вы говорите что 20% населения состовляют узбеки , то в узбекистане количество таджиков составляет 30% от общего к-во населения. А сколько таджиков заставили поменять национальность….

      • Спасибо за Ваш комментарий! Зачем мне было писать о том, как обстоит ситуация в Узбекистане? Я к Узбекистану никакого отношения не имею, и то, что там происходит, меня мало волнует.

  2. Sulton says:

    Автор, курнамаки накун. Бин як бор хакикатро. Касе узбекхои моро намерасад дар ЧТ. Як бор бо ЧУ мукоиса кун аввал. Барои чи курнамаки карда маълумоти нодурустро менависи ва аз худ “жертва” месози? Дар куча паспорт намегардони, бо забони худ сухбат мекуни, дар мактаби узбеки мехони, ба кору фаъолиятат касе кордор нест пас барои чи дуруг менависи? Гунохи азим ба гардан мегири. Точикон рассист ё националист нестанд. Хурматат мекунанд. Боз чи мехохи? Агар дар хакикат хамин кадар бад бошад як бор рафта холи точикони Узбекистонро бин баъд мефахми.

    • Султон, спасибо Вам за интересный комментарий (мебахшед ки бо забони точики чавоб додан наметавонам)! Зачем мне было писать о том, как обстоит ситуация в Узбекистане? Я к Узбекистану никакого отношения не имею, и то, что там происходит, меня мало волнует.

  3. Хикматуллох Сайфуллохзода says:

    Бо арзи салом ва тавфик дар ошкорбаёнии чаноби оли!
    Дар вокеъ дар навиштахои ту харфхои мусби зиёданд ва бисёре аз масоилро холисона мавриди барраси карор додаи дустам . Ба бисёр чанбахои рушди миллатгарои, ки болои онхо ишора фармудаи ман хам мувофикам. Вале рушд пайдо кардани омилхои манфии “национализм”-ро ба таври лозим ошкор накарди. Бале, баъзеи онхо аз кабл чой доштанд, вале сабаб чист, ки дар замони истиклолият ин гуна омилхо бештар шуданд. Махз ин омилхоро бояд ошкор сохт, ки онхо бештар чанбаи мардум\ доранд ё низоми феълист хидоятбахш??
    Сарбуланд бошед, дустам!

    • Спасибо за Ваш комментарий, г-н Сайфуллозода! К сожалению, мой таджикский не настолько хорош, чтобы я мог на нем дискутировать, поэтому с Вашего разрешения перейду на русский. Я не могу ответить на Ваш вопрос так как не могу с уверенностью назвать причины возникновения национализма. С одной стороны, власти республики являются активными источниками националистических убеждений, используя их в своих интересах. С другой стороны, простой народ тоже активно занимается распространением националистических идей.

      А Вы как думаете?

      • Хикматуллох Сайфуллохзода says:

        Ташаккур мекунам аз лутфи чаноби оли, ки боз фурсатеро чихати ибрози андеша дар ихтиёри банда гузоштед. Ба хар хол, матлаби навиштаи шумо ба мавкеъгирии оппозитсиони майл пайдо кардааст. Аз он ки чанбахои манфии миллатгароиро таксимбанди кардаед, ин хуб аст, вале бояд мо миллатчигиро аз миллатгарои фарк бигузорем. АСли миллатгарои чанбахои манфи надорад, агар фард-фарди миллат асли хешро бишиносанд, ки дар кадом поя шакл гирифтаанд. Вале мушкил давр миллатчигист, ки хешро аз дигарон бартар нишон дихем, дар холе ки кадоме аз арзишхои миллиро дар худ надошта бошем. Миллатчигии мо замоне ривоч пайдо кард, ки дар сатхи давлат ба ин таваччухи бемаъни зохир гардид. Вакте як арзиши шаклгирифтаи байналмиллалиро хоси хеш талаки медихем, ин хешро бологузоштан ва дигаронро поин дидан аст. Оё фикр мекарда бошем, ки бо ин гуна мавкеъгири дигарон чи вокуниш медода бошанд. Дар холе ки хамин арзишро арзиши хеш медонанд. Бабинед, садо баланд кардани он ки фалон донишманду фалон бузургвор моли мост, оё шинохти хешро дар донишманди ва бузурги боло мебарем? Харгиз!
        Милати донишманд ва бузургро аз амалу кирдораш хулоса мекунанд, казокхоро дар илми замони шурави кучманчиёне медонистем, ки то асри 18 гуё хеч чиз надоштанд, аммо оё казокхои имруз аз кадом саёрае поин шуданд бо ин дарачаи дониш ва фахми рушди чомеъа? Инхо суолхоеанд, ки шумо хамчун тахлилгар бояд ба чанбахои аслии онхо таваччухи хос зохир намоед.
        Муваффак бошед!

  4. Привет Харсавор, прочитал ваш пост…мне известно ваше чувство….к сожалению в деле индивид может быть рациональным а обшество нерациональным….и одно другому не противоречит…что хочу сказать этим? думаую каждый человек который емел или имеет дело с теми вещами о которых вы написали осознает нездоровость этих идей но на социальном уровне люди продолжают активно обсуждать эту тему….видимо события в Кыргызстане не были уроком для Таджикистана, с другой стороны межгосударственные отношения с Узбекистаном каталезирует этот процесс….надеюсь это закончиться с добром для всех, был бы рад познакомиться на Фейсбуке, удачного вам дня, если допустил ошибки в комменте то извиняюсь, плохо учился в школе

    • Бахром, спасибо за Ваш комментарий! В том то и дело. Судя по комментариям в Фейсбуке, узбеков каждый любит и ничего против них не имеет. Но в общем, в нашем обществе сохраняется то, о чем я написал. Как Вы сказали, “индивид может быть рациональным а обшество нерациональным”…

  5. Тохир says:

    ээээээй, рут сиё тура. шарманда надори точикистон да зиндаги мекуни, нони точикоя мехури бо ин кадар тухмат мекуниву номи точикора сиё мекуни? абачои ношукри кардан, нонамонро хуру сарата хам карда бгард. холи рахмат гу ки пас аз истиклолият хаматонро узбакистон ба пеш накардем.

    хукумат да узбако нест мегуи? о ин хукумати точикай, узбако унчада кери хар мехуран? хайрон шудам ман ту ба. мактабу узбаки намонд? о ин макатаборо ки маблаггузори мекунад? узбакистон ба даркор бошад агар, мархамат маблаггузори кунад. ягон тин наметяд!

    • Саломат боши, бародар!

      • Тохир says:

        мана бародар нагу ту. бародарат нестам. курнамаки мекуни ту, интари одамоя вакташ ба мегирифтему мегойдем. холиям амин вакт мешавад, бовар кун. земля круглая урусо мегуян.

      • Бори дигар такрор мекунам, саломат боши!

    • Privet in New Yorka says:

      Tohir, in gapota mon! Tamoman sharmanda kardi tojikoya. Muallif bo tu soz gap zada istodaast, tu blogash ba mehmon. Gapora sanjidan lozim. Injo bozori zelyoniy nest.

    • Rustam Gulov says:

      Тохир, хар кадар хам бад бини ягон нафарро камтар одоро риоя кун, чунки суханони ту ба халки мо обру намедихад. Аз ёд набарор, ки хангоми бахс ба дашном танхо шахсе мегузарад, ки аргументхояш ба охир расида бошад ва тарбияи кофи надошта бошад. Илтимос, хурмати падару модаратро, ки туро тардия кардаанд, ба чо ор ва онхоро шарманда накун, то ки атрофиён хулоса набароранд, ки онхо туро тарбия накардаанд. Ин маслихати бародарона аст – ман точикам ва аз руи мантики ту метавонам туро низ бародар хонам.
      Аммо як чизи дигарро аз ёд набарор, ки аз бародарии милли бародарии дини боз хам болотар аст! Хамаи мо мусалмонем – точикон ва узбекон низ! Пас, агар ту худро мусалмон хисоб куни ва суханони Пайгамбар (с) барои ту ягон кадар кадру кимат дошта бошанд, хохию нахохи муаллиф, ки у низ мусалмон аст, ба ту (ва ман) бародар аст!
      Саломат ва обод бошед!

    • Rustam Gulov says:

      Пас боз як гапи дигар – хар кас он нонеро мехурад, ки барои он мехнат кардааст – “нони точик”, “нони узбек”, “нони рус” гуфтаги гап нест – касе ки пулашро дода, онро мехарад нон хам аз они он мешавад!!! Вагарна русхо хам метавонанд, ки хозир хеста вохима кунанд, ки “точикон нони русхоро хурдаистодаанд” гуфта

  6. No Name says:

    Uvazhaemiy avtor. Ya vozmozhno ne so vsem soglasna, no v obshem vy pravy pro ksenofobiyu v tadzhikskom obshestve, osobenno pro anti-uzbekskie chuvstva sredi gosudarstvennihm deyateley. Eshe v 2009 godu nasha NPO poluchila grant ot EvroKomissii po rabote s etnicheskimi men’shinstvami. My hoteli nachat’ rabotat’ s uzbekskimi obshinami v Tadzhikistane. No posle neskol’kih pervih vstrech nashego direktora vyzvali v komitet bezopasnosti i “ob’yasnili” chto takaya rabota yavlyaetsa “ugrozoy nacional’noy bezopasnosti”. potom i vseh sotrudnikov “obrabatyvali”: otkuda takie idei, kto podal ideyu, takih-to i takih-to znaete, vstrechalis’?

    Tak my proekt i ne proveli, den’gi vernuli. A nash analiz togda pokazal, chto uzbeki yavlyayutsa odnimi iz zamih bespravnih men’shinstv Tadzhikistana. Bol’shinstvo iz teh, kogo arestovivayut i sazhayut v tyur’mu po podozreniyu v chlenstve Hizb Ut Tahrir – eto etnicheskie uzbeki, okolo 80%. A eto proishodit potomu, chto ih hvatayut, ne dayut im advokatov, a na zakritih sudah, kotorie vedutsa na tadzhikskom yazike, oni dazhe ponyat’ ne mogut, chto proishodit. Mnogie ponimayut tol’ko togda, kogda okazivayutsa uzhe v tyur’me.

    Ochen’ horoshiy material. Nadeyus’ oficial’nie gazety perepechatayut ego.

    • Спасибо за Ваш комментарий! И за Ваше небезразличие. Вы не единственная организация, у кого ничего не получилось сделать в этой области. ОБСЕ тоже планировала большой проект после посещения страны Представителем по делам национальных меньшинств. Им тогда тоже не дали развернуться, с МИДа по голове дали.

      • No Name says:

        Da pro opit OBSE ya znayu. Ya tozhe v to vremya tam rabotala. Da chto govorit’, kogda nam v to vremya v samom MIDe skazali chto uzbeki – eto problema uzbekistana, i ne nuzhno eyo navyazivat’ Tadzhikistanu.

    • Это вам в МИД-е такое сказали, прямо? А можно имя, кто именно сказал? Или хотя бы отдел, в котором он (она?) работает?

  7. Бадахшан says:

    В общем мне понравилось как вы написали. Все правда. Но я думаю что про евреев и антисимитизм не надо было писать потому что так бывает во всех странах. Везде люди почему-то стремтся обвинить во всех бедах евреев. Это с религии идет наверно. Но плохо что вы совсем ничего не написали про притеснения памирцев тоже. К о всем кто родился в Бадахшане в Таджикистане очень отрицательное отношение, особенно после войны. Если бы не помощь Ага Хана, памирцам бы совсем плохо было. Нужно было про это тоже написать.

    • Про отношение к памирцам ничего не мог написать, потому что меньше с этим сталкивался и информацией не владею. А делать голословные утверждения не хотелось бы. Почему бы Вам не написать об этом? Если хотите, можно будет Ваш пост опубликовать на этом блоге.

      • Privet in New Yorka says:

        Po-moemu u jugi (luli) sovsem net pasportov. No esli oni zhivut v Tajikistane, naverno oni tozhe nashi grazhdaniny.

  8. Рэпер says:

    А про “чуги” – цыган ничего не написали. Они тоже наши граждане же, тоже паспорт имеют. Потом едут в Расию, все говорят их таджик. Они не таджик, они же гражданини Таджикистана. Их совсем никто не признает. Это правильно?

    • Нет, это тоже неправильно! Если они граждане Таджикистана, то у них точно такие же права (и обязанности), как и у всех остальных. К сожалению, о положении наших цыган я мало знаю. К тому же, я не встречался с фактами анти-цыганских высказываний в Фейсбуке – а писал я именно про это. Почему бы Вам не написать и про эту сторону ксенофобии в нашей стране?

  9. Kamar says:

    Самые отъявленные националисты на самом деле это евреи, узбеки, азербайджанцы. Ищущий да найдет, ищите и найдете подтверждение этому.

    • Спасибо за Ваш комментарий, Камар! Я не сторонник дискуссий о том, что является “самыми отъявленными националистами”. Сравнительный аналих ксенофобов мира я проводить не пытаюсь – образования не хватит, да и времени с желанием тоже нет. Да и зачем оно мне? Я живу в Таджикистане, мне важно будущее нашей страны. Пусть хоть во всем мире националисты правят – мне важно, чтобы в Таджикистане этого не было. Надеюсь, наши с Вами интересы совпадают.

    • Privet in New Yorka says:

      Nepravil’no govorite. Etot chelovek pishet o Tajikistane. Ne nuzhno vse svalivat’ na evreev, uzbekov i azerbayjancev. Nuzhno smotret’ na sebya, a ne na druhig vechno oglyadivat’sya.

  10. Privet in New Yorka says:

    Nacionalism i ksenofobiya eto raznie veshi, ne nuzhno putat’ eti ponyatiya. Ksenofobiya ne vsegda ishodit iz nacionalizma, i nacionalism ne vsegda vedet k ksenofobii.

    Ya ne dumayu, chto v sovetskoe vremya u nas v Tajikistane byla ksenofobiya. My sebya schitali chast’yu obshego, sovetskogo naroda. Vse byli brat’yami. Chto-to izmenilos’ v 1990 i 1991 godu, togda dazhe sredi samih tadzhikov poyavilis’ “svoi” i “chuzhie”. Ya dumayu, chto Rahmonov soznatel’no podpitivaet nacionalisticheskie ubezhdeniya dlya togo, chtoby tadzhiki (“nashi”) splotilis’ pered licom obshego “chuzhogo” (uzbeki). Eto ploho.

    A na teh, kto sidit v Facebook obrashat’ vnimaniya ne stoit. Tam est’ i umnie lyudi, no oni chashe vsego ne lezut v diskussiyu – s durakami sporit’ i sam durakom stanesh’. A sporyat v osnovnom moderatory (i kucha feykov oni nasozdavali), parochka “oppozicionerov” iz-za rubezha, i kucha maloletok, kotorie nahvatalis’ gde-to kakih-to nevernih svedeniy, a teper’ sporyat v social’noy seti. Eto maksimalizm, on proydet kogda oni paru raz v svoey zhizni po mozgam poluchat.

  11. […] размышления про ксенофобию и национализм в Фейсбуке не остались неуслышанными. Более 500 просмотров за […]

  12. vokunish says:

    Статья не понравилась, простите, это конечно ваше мнение и ваше умозаключение и я ни в коей мере не оспариваю ваше право высказаться. Бумага все стерпит, говорили раньше, теперь Интернет. Как можно ставить “диагноз” по некоторым высказываниям в той или иной группе в Фейсбуке. Да есть какие то моменты когда узбеки чувствуют давление, как вы говорите титульного населения, но с другой стороны, посмотрите на Север республики, Согдийская область. Есть кишлаки представители которых, вы не поверите, не знают таджикского языка и никто их за это не притесняет. Вы посетите поликлиники и больницы, особенно в районах, начиная с калидоров и заканчивая кабинетами везде персонал говорит на узбекском. Немного меньше, но такая же ситуация в ВУЗах и о какой дискриминации может идти речь. Ну про антисемитизм я вообще молчу, назовите хоть одну страну кроме Израиля, где о них говорили хорошо ))) видимо это в крови )))

    • Спасибо за Ваш комментарий. Я с Вами по многим пунктам конено не согласен, но уважаю Вашу способность высказать свою точку зрения без мата и оскорбления собеседника. Судя по большинству комментариев здесь, это нынче большая редкость.

  13. Не-Узбек says:

    Давай начистоту. Что ты пытаешься изменить? Вопросы, касающиеся национальных чувств, это всегда медаль с двумя сторонами. Для одной группы ты белый, для другой черный. Если ты станешь серым, то не будешь нужен ни тем, не другим.

    Нужно писать о системе образования. Вот с чего начинается проблема. Ошские события показали, что недостатки в системе образования могут иметь плачевные последствия.

    К тому же, нужно писать о системе преподавания истории в школах. Когда тебе 11 лет в голову вбивают, что твой народ самой лучший, а твои соседи – варвары и разрушители, ты так и будешь думать всю свою жизнь.

  14. Прохожий says:

    Посмотри поглубже в историю. У таджиков была своя историческая миссия. Мы строили города, писали литературу, продвигали вперед науку. А тюрки торговали, воевали и разрушали. Все это наложило свой отпечаток на менталитет народа. Узбеки опасаются нашего ума, мы опасаемся их агрессивности.

    • Елена ПреКрасная says:

      “Историческая миссия”? Вы не слишком много на себя берете?

      • Прохожий says:

        Нет, не слишком. Таджики это созидательный народ. Посмотрите на историю Средней Азии объективно: мы строили все города, всю архитектуру, таджикские города были центрами ремеслов, промыслов, искуства. А тюрки только совершали набеги, убивали, разрушали, нарушали жизнь. Когда у тюрков были сильные государства, это только потому, что у них таджики работали вазирями, министрами и так далее. Это я называю историческая миссия народа. Учите историю.

    • Уважаемый Прохожий! Спасибо Вам за комментарий, конечно, но Ваш подход к истории нужно все-таки менять. Не знаю где именно Вы учили историю региона и по каким учебникам, но несете Вы (извините за откровенность) настоящую чушь. В Центральной Азии есть много нетаджикских городов, а Ваше разделение ролей таджиков и “тюрков” – это вообще полный идиотизм.

  15. Buhoroi Sharif says:

    Kakoy ksenofobiya ty imeesh vidu? V Samarkande, Buhare vse odni Tajiki zhivut. Ih Uzbekami sdelali, pasport vse uzbekskiy imeyut. Shkolu hodyat uzbekskie, televidenie uzbekskoe. Vot gde nado smotret’ ksenofobiya, a ne v Tadjikistane.

    • Зачем мне писать про ксенофобию в Узбекистане, когда я гражданин Таджикистана и меня волнует то, что происходит в МОЕЙ стране?

    • Privet iz New Yorka says:

      Kstati, nam postoyanno tverdili o tom, chto tadjikov v Samarkande i Buhare zadavili polnost’yu, v pasportah zapisivayut isklyuchitel’no kak uzbekov i t.d. Ya vsemu etomu veril. A potom poznakomilsya v New Yorke s rebyatami iz Samarkanda, my vmeste v futbol igraem. Tak vot oni v pasportah vse tadjiki i govoryat, chto v Samarkande nikto ih ne pritesnyaet, hotya v gosudarstvennie organy na rabotu ne berut bez znaniya uzbekskogo yazika. No na uzbekov ih tozhe ne perepisivayut.

      Tak chto ne nuzhno verit’ vsemu, chto govoryat vokrug. Eto k teme otnosheniya ne imeet, no hotelos’ skazat’ eto.

    • Hamid says:

      В мире есть две национальности,верушие и неверушие.

  16. Rustam Gulov says:

    Скажу честно, как блоггер блоггеру – в целом по стилистике мне нравится как написано. Но, имея ввиду характер публикации (пост блога, а не официальные данные, полученные в результате серьёзных исследований!), естественно не со всем согласен. Однако, признаю, что больше половины доводов имеют место быть. Хорошо пишите.
    Единственное, с чем не со всем согласен, так это с доводами о том, что в правительстве и парламенте мало узбеков. Там не только узбеков мало, но и самих таджиков с других регионов кроме как одного! :)) Вы поняли о каком регионе я говорю.
    Однако, лично моя убежденность в вопросе комплектования кадров в правительстве, судах, прокуратуре и парламенте основывается на том, что кадры надо выбирать исходя не из их национальности, места рождения, социального статусе, сексуальной ориентации (о Боже, неужели мы доживем и до тех дней, когда ЛГБТ сообщество будут требовать видеть своих представителей в парламенте и правительстве как это уже происходит в некоторых странах мира?!) или же даже пола, А на основе их профессиональных качеств!
    Но, это только моё мнение, как и ваш пост – ваше мнение!
    Удачи и интересных постов в будущем!

    • Рустам, спасибо Вам за комментарий. Я согласен, что местничество сегодня в чем-то более ярко выраженная черта нашей политической системы, чем “исключающий” национализм (деление на “мы” и “другие”). Но это не отменяет и проблемы положения узбеков в стране, к сожалению. Возможно, конечно, что эти две проблемы взаимосвязаны.

  17. Andrea Wozniecki says:

    Hi. I am a researcher focusing on the issues of nationalism and identity politics in the former Soviet republics of Central Asia. A colleague of mine has referred me to this blog. Unfortunately, I am still at a very early stage in my efforts to master Russian and cannot understand most of what you are writing here. Are you planning to translate the blog to English? Based on what I have heard about your arguments, this could be a valuable contribution to academic and policy debate. Alternatively, are you available for a meeting in Dushanbe or Khujand in late October?

    • Hello Andrea! I have actually been thinking that it might be useful to have this post in English as well, although it was primarily intended for Russian-speaking people in Tajikistan (my Tajik is too poor to have the post in Tajik too). Yes, I will be available for a meeting in October in Dushanbe. You can reach me via email: harsavor@gmail.com.

  18. Manuchehr says:

    Салом,

    Сорри за несколько запоздалый коммент, но успел прочитать статью только сегодня. Поддерживаю автора, он рассуждает логично, здраво, я бы даже сказал как технократ. Я сам таджик, люблю свою национальность, настоящую и историческую родину и готов годами читать и спорить о “превосходстве” и “недостатках” народов Центральной Азии. Но в данный момент, сегодня в нашем молодом государстве такие дискуссии мало помогают. Вся беда в том, что отсутствует национальная идеология (политологи могут подтвердить), национальная идея. И есть жалкие попытки власти заменить нац.идею антиузбекскими и антирусскими настроениями, годами “таджиков-арийцев” (2006г), “таджика-имоми аъзам” и “таджика-руми”. Особенно заметны попытки настроить братские народы против друг друга (и в РТ и в РУз) – ведь ничто так не объединяет как ненависть против общего врага…
    И еще, автору: я конечно согласен, что есть антиузбекские настроения и большинство таджиков сегодня нет-нет да и выскажут эдакое про узбеков (в общем), но против конкретных узбеков – я мало помню примеров, чтобы конкретного человека не любили потому что он или она принадлежат к узбекскому этносу. Мне дороги мои друзья-узбеки в Таджикистане и вообще, большинство простых людей только ЗА мир между узбеками и таджиками. Народ – он мудрый, а кто мутит воду – их мало.

    Лично я планирую как-нибудь выучить узбекский, надеясь на улучшение отношений между правительствами. Желаю всем таджикам и узбекам не поддаваться на провокации и надеяться на лучшие дни (Нияти нек – ними давлат, Яхши ният – ярим мол!)

    Творчеких вам успехов и терпения в нелегкой реальности Таджикистана!

    • Спасибо огромное, Манучер! Я с Вами полностью согласен в том, что касается попыток заменить “национальную идеологию” “исключающим” национализмом. Хорошо, что в стране есть люди, способные мыслить адекватно. Судя по коментам на блоге и на фейсбуке, таких сегодня меньшинство.

      Удачи!

  19. кипчак says:

    В основном,такой пропагандой зараженна нынешняя молодежь. Живу в Согде(хотя это ,сказать можно с натяжкой.Т.к. большее время нахожусь в трудовой миграции)-наблюдаю и там антиузбекские настроения. Но люди повзрослее, осуждают про распри между узбеками и таджиками. Мы простые граждане,не должны идти на поводу националистов.

  20. Шахрисабз, Навои, Гулистон, Термез..... says:

    Мы вас будем любить только тогда когда Бухару и Самарканд получим обратно.
    Да и имя ты подобрал нехорошее, поменяй ее лучше на Кичкинтоя.
    А если Вам тут жить невтерпеж то пусть Узбекистан реализует программу по переселению соотечественников. Мы за всю историю существования от Вас натерпелись многого . Нехорошие Вы люди понимаешь как тебя там Кичкинтой.
    Надеюсь ты в моих убеждениях не видишь империалистических амбиций.
    Да и жить в горах тяжело. Задай себе вопрос Что заставило нас перебраться на такие суровые места???

  21. Hamid says:

    Когда Умар Раз Анху обазвал Билола Раз Анху негром (корабайир) или (сие) тогда
    МУХАММАД С А В сказал смотря на Умар Раз Анху ,сказав это слова ты закрыл двери рая,открыл двери ада.смысл понять вам.А Бухару и Самарканд оставьте бухарсим и самаркандсим. Я родилься там и хозяйиним евлаюсь я . Мои предки родились там жили, и живут,и будут жить если Аллах захочет.

  22. Hamid says:

    И все таки мы мусульмане одного мазхаба не надо забывать.

  23. да,это все истинная правда…и я сейчас живя в россии,рад что я уже не там…и призираю всех таджиков и все что с ними связано..а их язык вызывает во мне раздрожение…это ничтожные людишки,которые гавна не стоят,их надо уничтожать ..

  24. Викрам Анатосий says:

    Статья- так себе. Исторически начал хорошо. Дальше- больше личного, меньше объективности.
    Вопрос национализма- он всегда субъективный и личностный. Кто хочет/ищет плохое, непремнно найдёт. Только очень жди)))
    Лично я никогда не заморчиваюсь вопросом национальности своих знакомых и друзей. Они в ответ по умолчанию- тоже.
    И не стоит подменять бытовой национализм (который везде был и будет всегда по разным причинам) мощной гос-ой пропагандой. У нас такой пропаганды нет, в Узбекистане -есть. Причём эта пропаганда настолько топорная, что иной раз просто тупо смешно.
    П.С. А вообще узбеки молодцы. Они всегда были на голову выше нас. И это факт! Достаточно посмотреть их праздничные концерты. Хотя живут по большому счёту не лучше нас.

  25. Ben says:

    Еврея евреем назовешь он обидится и обзовет антисемитом также
    Узбака узбаком назовешь он обидится и обзовет антиузбЕком

    Товарисчи ЭВРЕИ И УЗБАКИ сие называется КОМПЛЕКС НЕ ПОЛНОЦЕННОСТИ!

    Про РУССКИХ И ТАДЖИКОВ: “Катехизис еврея в СССР” пусть таджики и русские оценят то что еврее написали в 50-х годах прошлого века. Издано в Тель-Авиве в 1958 году. “Делайте все возможное для нейтрализации враждебного нам таджикского элемента в среде азиатов-мусульман. Арийцам таджикам присуще не меньшее по своей силе чувство стадности, чем славянам”.

    Про харсавора: одним словом ХАР!

  26. Специально для Хара Харовича! Надо было таки оставить мой комент🙂

    Про эвреев и узбаков: Еврея евреем назовешь он обидится и обвинит в антисемитизме, узбака узбаком назовешь он обидится и обвинит в национализме! Господа сие называется КОМПЛЕКС НЕ ПОЛНОЦЕННОСТИ.
    Про таджиков и русских: «пусть таджики и русские оценят то, что евреи написали в 50-х годах прошлого века», “Делайте все возможное для нейтрализации враждебного нам таджикского элемента в среде азиатов-мусульман. Арийцам таджикам присуще не меньшее по своей силе чувство стадности, чем славянам” Катехизис еврея в СССР – Тель-Авив 1958 год.

  27. Сосед says:

    уважаемый автор, я приехал из Кыргызстана в Таджикистан, и случайно набрел на вашу статью. Мне очень понравилось то, о чем вы написали, ровно тоже самое можно сказать и про южную часть Кыргызстана, где люди разделились после ужасных событий 2010 года, когда бывшие соседи разделились на своих и чужих. Тем, кто живет в Бишкеке, практически незаметно это разделение, и мы не до конца возможно осознаем наличие этой проблемы, но я считаю, что эту тему надо обсуждать, порицать все случаи проявления национализма либо дискриминации по этому признаку, и постараться как можно быстрее перевернуть эту страницу между двумя братскими народами. По моему, развитие демократии, укрепление законности и судебной системы, неотвратимость наказния приведут к уменьшению либо даже исключению подобной ситуации.

  28. mix kurdi says:

    да это все бред вообще-то я встречаюсь узбечкой кстати на азерок похожа не скажешь узбечка возможно есть в роду такие красивая умная и друзья у меня все узбеки живут 100% как надо

  29. Говсувор says:

    Харсувор, ма вори мошинта дига ку, проблемат гум меша. Номта Говсувор ку. Элита меши.

  30. Сироч says:

    Явно статья заказная. Во-первых, имя пользователя носит оскорбительный харакатерю Во вторых, автор родился и вырос в Таджикистане и не знает родного языка, хотя утверждает что Таджикистан это моя родина

    • Сироч, неужели мое имя носит оскорбительный характер? Чем Вас конкретно оно оскорбляет. “Харсавор” ин он одаме ки ба хар савор мешавад. Чи камбуди дорад харсавор? Наход ки харсавор аз говсавор ё мошинсавор пасттар мебошад? Второе, родной язык я как раз таки знаю. Я этнический узбек, это отражено в статье. Свой родной узбекский язык я знаю. Таджикский язык я знаю на разговорном уровне (как и большинство таджиков, впрочем). Зачем вообще Вы переключаетесь на личности? Если у Вас есть что сказать пос уществу статьи, пожалуйста.

  31. […] “межнационального сгласия” в Таджикистане я уже писал. Поддержали меня совсем не многие, а коментарии к […]

  32. […] я уже писал. Поддержали меня совсем не многие, а коментарии к моему блогу были в основном крайне негативные (что только […]

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: