Отвечаю своим критикам

Мои размышления про ксенофобию и национализм в Фейсбуке не остались неуслышанными. Более 500 просмотров за день и 1.200 за три дня – такого на моем блоге еще не было. И комментариев целое море. Хотел сразу на них ответить, но сдержался. Предпочел выкурить пару пачек сигарет, насладиться красотой Фанских гор, успокоиться и с трезвой головой обдумать всю волну критики, обрушившуюся на меня.

К сожалению, в Фейсбуке я состою только в двух таджикистанских группах: “Платформа” и “Ассорти”. Поэтому следить за дискуссией мог только там. Но мне сказали, что обсуждение было и в других группах. Еще следил за обсуждением в Одноклассниках и в ВКонтакте. И было много комментариев на моем блоге, под самим постом. Но “пропустил” я только те, где был хоть какие-то утверждения. В некоторых был просто мат и сплошные оскорбления, но ни намека на мысль. Такие комментарии были удалены.

Отвечу на наиболее частые критические замечания.

Общие размышления

Очень рад тому, что в стране остались здравомыслящие и умеющие себя вести люди. Эти люди хотя бы удосужились прочесть мою статью до конца прежде чем начинать критиковать ее. Если даже они со мной не соглашались, они выражали свою позицию без оскорблений, с уважением к собеседнику.  Это свидетельствует о том, что на фоне общего неумения фейсбукчан Таджикистана вести цивилизованную дискуссию и отстаивать свою точку зрения аргументами, а не забрасыванием оппонента грязью, есть еще те, с кем можно просто приятно пообщаться.

А еще поразило то, что дискуссию о ксенофобии в Таджикистане вели практически исключительно представители “титульной” нации. Голос узбеков услышан не был. Скорее всего из-за того, что никто не хотел быть облитым грязью публично, в сети. То есть о “терпимости” таджиков к узбекам говорили одни таджики. Интересно было бы посмотреть на этническую разбивку участников групп “Платформа” и “Ассорти”.

Почти никто не затрагивал две другие темы моей статьи: русофобию и антисимитизм. Вполне резонными были замечания о том, что я не написал ничего относительно отношения в нашей республике к памирцам (бадахшанцам) и цыганам (джуги или люли). Я не стал поднимать эти темы по двум причинам. Во-первых, я не видел ксенофобии, направленной против этих групп в социальных сетях Таджикистана. Во-вторых, я мало знаю об этих конкретных случаях. Может кто-то другой напишет об этом?

Роль “подстрекателя”

Социологи давно заметили, что бОльшая масса людей реагирует не столько на какое-то определенное, конкретное событие или высказывание, сколько на то, как это событие или высказывание преподносится. Тон дискуссии в “Платформе” задал сам модератор (“Модератор Модераторович”), который сразу предупредил: “Таджики это одна из немногих наций которые с уважением относятся к другим нациям”. И добавил, что “в Таджикистане Узбекам никто головы не отрезает, как это делают Русские с Таджиками на рашке” (орфография и синтаксис сохранены как в оригинале).

Ну, с модератором спорить конечно сложно. Его (или ее?) введение задало тон всему обсуждению в этой группе. Несколько человек похвалили самих себя за терпимость к меньшинствам, и почти все оказались настоящими специалистами в сравнительном анализе уровня терпимости и отношения к меньшинствам во всех странах региона. Никто правда не написал, как именно они измерили этот наивысочайший уровень терпимости. Если по количеству отрезанных голов, как предложил модератор, то нужны наверно какие-то статистические данные, чтобы узнать, насколько правомерны такие утверждения. Может Модератор Модераторович представит таблицу с количеством отрезанных голов по всем странам бывшего Советского Союза с разбивкой по этнической принадлежности этих голов?

Намного более культурно велась дискуссия в группе “Ассорти” и в ВКонтакте. Там модераторы действительно выполняли свою роль и нейтрально следили за тем, чтобы дискуссия оставалась в рамках дискуссии, не перерастая в “базар”.

“Узбекистона бин”

Желание сравнить участь узбеков в Таджикистане с участью этнических меньшинств в других странах мира оказалось характерным не только для модератора. Больше половины комментариев, которые я прочел, советовали мне поближе ознакомиться с тем, как к таджикам относятся в Узбекистане, причем меня даже пытались усовестить: “ты ешь хлеб таджиков”, “не будь неблагодарным”, “ходи, опустив голову”. Были и угрозы.

Вот эти комментарии меня больше всего разозлили. Господа, какое мне может быть дело до того, как к таджикам относятся в Узбекистане? Если кто-то лежал в коме и пропустил события последних 20 лет, то я могу напомнить: Таджикистан и Узбекистан с 1991 года являются независимыми, ничем друг с другом не связанными государствами. Все люди, проживающие в Узбекистане, являются гражданами этого государства. И все те, кто проживает в Таджикистане, являются гражданами нашей республики.

Таджики, живущие в Узбекистане, гражданами Таджикистана не являются. Узбеки, живущие в Таджикистане, являются полноправными гражданами этой республики. Поэтому не имеет никакого смысла показывать пальцем на Узбекистан и привязывать свое отношение к узбекам к их отношению к таджикам.

И еще, очень важно понять, что Узбекистан не является “домом”, а Ташкент “столицей” всех узбеков мира. Точно так же, как и Таджикистан не может претендовать на роль “дома” всех таджиков мира.

Очень удивил комментарий, в котором автор предлагает Узбекистану финансировать школы с узбекским языком обучения в Таджикистане. Но такие комментарии даже не заслуживают ответа.

О фактах

Некоторые из моих утверждений были оспорены. В частности, один из комментаторов назвал мои утверждения о закрытии большого количества узбекских школ, классов и и групп обучения в ВУЗах нашей республики ложью. А зря. По долгу своей работы я очень тесно сотрудничаю с Министерством образования. У них есть все эти цифры, и цифры эти говорят о том, что несмотря на прирост населения этнических узбеков в Таджикистане, доступность классов, школ и групп в ВУЗах с узбекским языком образования постоянно снижается. Посетите следующую пресс-конференцию министра образования и спросите его о ситуации с образованием на узбекском языке. Попросите дать не просто цифры, а сравнение по годам с 2003, 2005 и 2008. Эти цифры у них есть. Хотя я сомневаюсь, что министр захочет дать вам эту информацию.

Где голоса узбеков?

Немного озадачило и нежелание самих этнических узбеков вступать в дискуссию и говорить о том, что они думают. Без такого участия может сложиться представление, что мое видение проблемы – это только мой, конкретный случай. Понимаю, что никто не захочет открыто писать в Фейсбуке и становиться объектом высмеивания и атак. Но можно ведь писать анонимно, в тех же комментариях к моему посту. Или заводить собственные блоги и писать там.

В общем, я призываю узбеков Таджикистана подключиться к этой дискуссии и высказать свое мнение относительно ксенофобии в социальных сетях (или во всем обществе?) Таджикистана. Уверен, что такое обсуждение пойдет всем нам на пользу.

Tagged , ,

10 thoughts on “Отвечаю своим критикам

  1. Umed Babakhanov says:

    , . ?

    2012/9/12 “”

    > ** > posted: “ > . 500 1.200 > – ”

  2. МОС ЛЕРО says:

    хуета!!!! Какую чушь вы порите, заводы стоят а они в фейсбуке развлекаются

  3. Точик says:

    Мраз таким как ты пристрелит надо!!! Сто процентов тебе Ташкент задания дал!!! Ягон кор карда наметонен, мешиканем хаматона!!!

  4. А вот и моя лепта в начатое вами обсуждение межэтнических отношений в Таджикистане:

    http://blogiston.tj/index.php/ru/blogi/moya-lepta-v-obsuzhdenie-o-mezhetnicheskikh-otnosheniyakh

  5. Р.С. says:

    Узбеки в Таджикистане: взгляд изнутри

    Тема межнациональных отношений в Республике Таджикистан в последнее время активно обсуждается в интернет-сообществе. “В Таджикистане ущемляются права этнических узбеков”, – утверждают авторы некоторых публикаций и участники форумов. Так ли это на самом деле попытался выяснить корреспондент “АП”.

    АВТОРЫ серии статей в Интернете утверждают, что в Таджикистане на государственном уровне притесняют права граждан узбекской национальности. При этом упоминаются искусственное переселение таджиков в районы компактного проживания этнических узбеков, увольнение чиновников узбекской национальности и т.д. А что об этом думают в самом Таджикистане?

    Дальше здесь: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1186656660

  6. Мухаммад says:

    Заканчивай весь этот пиздешь. Узбаки лучше Таджиков живут. Все торговые точки вы захватили, базар, посмотри возле ЦУМА цветы кто продает? В американском посолстве в охране кто работает? В столице Таджикистана Узбаки работают, а Таджики едут в Росию за куском хлеба. Худобердиева все Узбаки поддержали против Таджиков. Еще много диверсий вы организовали. Мы ничего вам не сделали за этого. Почему не знают Таджикский язык? Должны выучить, не нравится убирайтесь в Узбакистон, пусть вам там еврей Ислом Каримов в жёпу ваши права засунет. Я ненавижу Узбаков и ненавижу Узбакский язык. Таджикистан мирная страна и мы мирный народ. У нас национализма и какой-то там ксенофобии никогда нет. Но вы нарываетесб на крупные неприятности.

    • Амонулло says:

      Э бача, ихел гапота мон. Худат шарманда карди моя. Гапот тамоман мантик надоран. Точику узбек – хамамон мусулмон. Хамина фахмида мон. Худо нигахбонат шавад.

  7. Сын Руслана says:

    Вроде сначала ты написал не только про узбеков, а теперь на них все застряли. А как же другие народности, которым тоже приходится туго в новом “арийском” государстве?

Leave a comment